Рекомендации для родителей

СНЮС-новая опасность!

Всемирный день предотвращения самоубийств

Как уберечь подростка от наркотиков?

Как уберечь подростка от наркотиков?

 

В настоящее время попасть под влияние какой-либо пагубной привычки не так уж и трудно: мир полон соблазнов и сомнительных удовольствий, особенно если ты подросток.

Особенность подросткового возраста такова, что подростки, находясь в поиске себя, тянутся ко всему новому и неизвестному. В связи с этим возникает вопрос: «Как уберечь подростка от употребления наркотических средств и психоактивных веществ, алкоголя и курения?».

Среди основных причин употребления наркотических средств и психоактивных веществ подростками, можно выделить следующие:

- одиночество;

- любопытство;

- подражание.

Часто подросток начинает пробовать наркотики из-за того, что не чувствует поддержку родных и близких: ему кажется, что его никто не понимает, никто не любит, что он одинок и никому не нужен. Одиночество или отсутствие близкого человека рядом как причина употребления наркотиков решаема: родным и близким подростка необходимо создать такую психологическую обстановку в семье, в которой он не будет чувствовать себя одиноким, наладить с ним доверительные отношения.

Любопытство подростка можно удовлетворить, проинформировав его о последствиях употребления наркотических средств и психоактивных веществ, об их разрушительном действии на молодой организм. Можно вместе с ним посмотреть видеоролики и фильмы на эту тему с последующим обсуждением. Вполне возможно, что достоверная информация о том, какое будущее его ждёт, если он поддастся сомнительному соблазну, поможет ему отказаться от употребления этих опасных веществ.

Если говорить о такой причине, как подражание сверстникам или другим авторитетным людям, мы сталкиваемся с вопросом: «Как помочь подросшему ребенку избежать негативного влияния компании сверстников?». Подростковый возраст, по сравнению с детством, примечателен тем, что для них на первый план выходит интимно-личностное общение. В связи с этим повышается авторитет сверстников, а авторитет взрослых, наоборот, снижается. К этому возрасту необходимо «готовиться» заранее. В первую очередь, родителям необходимо на своём примере показывать детям, что можно делать, а чего делать не желательно. Следует воспитывать самостоятельность, независимость, повышать общий уровень знаний ребёнка, а заодно и свой, для того, чтобы подросток знал о последствиях того или иного действия, умел разбираться в людях и, как следствие, мог определиться, кто из окружающих делает его лучше, а кто оказывает негативное влияние.

Взрослым следует постоянно уделять внимание воспитанию характера ребёнка: его умению постоять за себя, противостоять давлению окружающих, отказывать и говорить «Нет!» без угрызений совести за отказ и без страха потерять уважение своих товарищей. Для этого можно использовать множество разных приёмов:

Отказ-соглашение, когда ты хочешь сделать то, о чём тебя просят/предлагают, но не можешь из-за какой-либо причины. Например:       «Я бы охотно принял твоё предложение, но у меня сегодня дела…».

Отказ-обещание, когда ты обещаешь сделать то, что тебе предлагают, позже. Например: «Я пойду с тобой, но не сейчас, а как-нибудь в другой раз».

Отказ-альтернатива, когда ты предлагаешь что-то своё взамен тому, что предлагают тебе. Например: «Давай никуда не пойдём, а посидим дома».

Отказ-отрицание, когда человек твёрдо отвечает «Нет» на предложения. Например: «Нет, я не буду этого делать».

Отказ-конфликт, когда между людьми возникает конфликтная ситуация из-за того, что один не хочет делать то, что говорит ему другой:    «До тебя всегда так туго доходит или только сегодня?». В дальнейшем конфликт может перерасти в ссору с последствиями: угрозы, ругательства.

Подростку необходимо уметь здраво оценивать ситуацию и понимать серьёзность и последствия принимаемых решений. Естественно, если дело касается употребления наркотиков либо алкоголя и табака, то «отказ-отрицание» будет более действенным: окружающие почувствуют уверенную позицию и, вероятнее всего, прекратят давление. Объясните своему ребенку, что если он будет твёрд, сумеет отказать, то с ним не перестанут общаться, он не будет изгоем в компании и его не перестанут любить, но за его твёрдую позицию будут уважать и прислушиваться. А если же за отказ в компании от него отвернутся, то это была просто не его компания, где его ценили не за его личностные качества, а за его конформизм и использовали в своих целях. Такому подростку надо рекомендовать более тщательно фильтровать своё окружение, общаться с теми, кто будет способствовать его развитию, а не деградации.

Необходимо развивать общий уровень интеллекта ребёнка, его индивидуальные особенности, повышать психологическую культуру, не ограничивая при этом его свободу и не заставляя бороться за вашу любовь и уважение. Если родители не общаются с ребенком, не интересуется его проблемами, сами не подают положительный пример, то все вышеизложенные приёмы, скорее всего, не будут использованы подростком.

свернуть

Рекомендации по подготовке домашних заданий

  1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.

При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

  1. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).

Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

  1. Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.
  2. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
  3. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.
  4. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.

свернуть

Как привить любовь к чтению

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удоволь­ствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте кни­ги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, ко­торые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периоди­ческой печати: даже гороскопов, комиксов, обзо­ров телесериалов - пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где бу­дет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотечка.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят де­тей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не боль­шие произведения: тогда у них появляется ощуще­ние законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра филь­ма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

 

свернуть

Чему необходимо научить ребенка

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и сущест­венная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок нау­чился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учи­тельница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учи­телю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.
Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуника­ция. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. По­этому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, ри­сунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»
Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на заме­чательные вопросы, которые дети задают себе и окружаю­щим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...
Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательно­сти, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.
Понuмать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и нака­зывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудач­ником.
Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие раз­рушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый силь­ный и смелый».
Иногда родители думают, что ребенок не станет им до­верять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.
Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к вы­бору - жизненно важная часть человеческого существова­ния. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собствен­ными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже се­годня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.
Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объ­яснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящи­ми друзьями ребенка, которые приходят на помощь в труд­ную минуту, которые могут понять их и уважают их права.
 
свернуть

Как уберечь своих детей от деструктивных сайтов в интернете

Руководство для родителей

Как уберечь своих детей от деструктивных сайтов в интернете.

Наши дети – главная ценность в жизни. В наше время защищать детей от различных неприятностей становится непростой задачей. Современные телефоны и планшеты становятся все сложнее. В связи с этим родителям необходимо постоянно совершенствовать свои знания технологий, чтобы помогать детям правильно использовать гаджеты. Данное руководство призвано помочь родителям обеспечить безопасное использование детьми мобильных устройств и интернета.

Чем старше становятся дети, тем больше новых проблем появляется. Родители учат своих детей и учатся сами. Вам кажется, что дети знают о компьютерных технологиях больше, чем вы? Вы не одиноки, многие родители думают точно так же. Нынешние подростки родились буквально со смартфоном в руках, в то время как многие взрослые познакомились с мобильными устройствами уже в сознательном возрасте. Но это не делает ребенка главным техническим специалистом в доме. Даже если ребенок умеет пользоваться интернетом, это не означает, что он осознает последствия каждого действия в Глобальной компьютерной сети Интернет. Родителям нет необходимости разбираться в цифровом мире лучше ребенка. Но вы должны быть всегда готовы к моменту, когда ваш ребенок найдет в Сети что-то незнакомое и будет нуждаться в разговоре с кем-то более опытным. Важно вовлечь ребенка в диалог. Поэтому в семье так важна доверительная атмосфера, где дети могут свободно задавать вопросы и получать исчерпывающую информацию в доступной форме.

Сегодня полный запрет доступа детей к технологиям не решает проблему безопасности. Современные технологии – важная часть повседневной жизни, необходимая для развития. Вместо того чтобы устанавливать ограничения, поговорите с детьми о безопасности и организуйте взаимодействие ребенка с гаджетами. Многие вышеупомянутые риски актуальны и для взрослых, поэтому рекомендованные меры предосторожности стоит применять в любом возрасте.

Детская безопасность – ответственность взрослых.

Не забывайте про периодический контроль виртуальных друзей и сообществ, в которых ребенок ведёт деятельность. Если тематика сообщества не понятна, попросите ребенка это пояснить, поищите информацию в Интернете – даже картинки и символику сообществ можно проверить через сервис "Поиск по картинке", предоставляемый компаниями "Яндекс" и "Google". Также, внимания заслуживают сервисы, позволяющие искать скрытых и скрывающихся друзей. Если ребенок что-то скрывает, то именно это должно заинтересовать родителей.

Займитесь саморазвитием. Особенности виртуальной жизни детей и подростков нам, родителям, нужно постоянно познавать и быть в курсе актуальных интернет-угроз Кроме этого, в регионе создан удобный и бесплатный инструмент для саморазвития и консультаций –«Родительский форум» http://www.child-security.net/forum или http://forum.bresta.by/forum15/

Целесообразно обращаться к специалистам-психологам, а зачастую и к психиатрам. Уже первый неправильный тактический шаг может навредить: после этого усиливается воздействие на ребенка, создается агрессивный настрой против родителей, появляются угрозы и попытки склонять к совершению побега из дома или к самоубийству.

Постоянно наблюдайте за поведением детей. Не забывайте, что любые попытки приблизиться к ребенку он будет обсуждать со своими идеологами в соцсетях. Ему будут пояснять примерно так: «не слушай родителей, слушай нас».

Постарайтесь вернуть ребенка в семью. Родительская любовь и тепло могут в этом помочь.

Рекомендации по техническому контролю.

1. Используйте инструменты родительского контроля. Функции родительского контроля можно использовать как в браузерах, так и в антивирусных программах. Например, в ESET NOD32 SmartSecurity, KasperskyInternetSecurity предусмотрен модуль «Родительский контроль». Кроме того, вы можете выбрать специальное мобильное приложение – ESET NOD32 ParentalControl для Android.

Существуют подобные инструменты для игровых приставок, таких как NintendoWii, Playstation и Xbox 360. Особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary InternetFiles в операционной системе).

2. Не разрешайте детям публиковать в интернете личную информацию. Запомните и объясните детям, что конфиденциальная информация никогда не запрашивается по электронной почте или в чате.

 3. Не удаляйте сообщения агрессора, история сообщений послужит доказательством акта воздействия.

4. Объясните ребенку, что далеко не вся информация в интернете достойна доверия.

5. Ведите с ребенком открытый диалог. Ключевую роль в обеспечении безопасности детей играет общение с ними. Разговоры о безопасности, страхах и проблемах намного эффективнее наказаний. Доброжелательная атмосфера в семье и открытый диалог способствуют успешному развитию ребенка.

6. Все, что попало в интернет, останется там навсегда. Объясните детям, что информация, проиндексированная поисковыми системами, навсегда останется в Сети. Хуже того, после публикации пользователь теряет контроль над своими данными, любой может использовать и распространять эту информацию. Пусть дети возьмут за правило никогда не публиковать фотографии, статусы и другой контент, который они не хотели бы показывать родителям или родственникам. Это распространяется на соцсети, мессенджеры, блоги и другие сервисы.

 7. Не рекомендуется создавать для ребенка учетную запись с правами администратора.

8. Настройте использование https. Убедитесь в том, что ваш ребенок открывает сайты с защищенным протоколом https (наименование протокола отображается в адресной строке браузера). Это позволит избежать перехвата информации – данные передаются в зашифрованном формате, который не распознают вредоносные программы. Посоветуйте детям-подросткам использовать эти настройки и при доступе к соцсетям через публичный Wi-Fi.

9. Используйте надежные пароли. Напомните детям, что пароли нельзя передавать или давать на время даже лучшим друзьям.

10. Настройте параметры безопасности для социальных сетей. Параметры безопасности в соцсетях, установленные по умолчанию, не гарантируют безопасности. Рекомендуется посвятить немного времени их правильной настройке и проверить, какая информация находится под угрозой утечки.

Тактические  подсказки для родителей

1. Создайте для ребенка учетную запись с правами обычного пользователя – это позволит вам эффективно контролировать его онлайн-активность. Учетная запись с правами администратора должна использоваться только взрослым.

2. Не забывайте регулярно обновлять антивирус и программу родительского контроля.

3. Просматривайте историю посещения сайтов ребенком. Если вы обнаружите, что история подчищена, найдите повод, чтобы с ребенком поговорить.

4. Проверьте настройки веб-камеры и убедитесь, что она отключена или закрыта, если в данный момент не используется.

5. Проверьте настройки профиля ребенка в соцсетях. Открытый доступ к профилю может подвергнуть ребенка риску.

6. Не переходите по подозрительным ссылкам

7. Скачивайте программы и мобильные приложения только из официальных источников

8. Используйте комплексные антивирусные продукты и решения.

9. Избегайте заполнения сомнительных форм с персональными данными в Сети.

10. Не открывайте файлы от неизвестных отправителей.

Психологи готовы проконсультировать, оказать психологическую помощь:

- телефон круглосуточной психологической помощи областного психоневрологического диспансера (8-0162)-40-62-26;

- телефоны для справки и очной консультации (8-0162) 20-15-55    с 9.00 до 16.00 в рабочие дни и (8-0162) 97-43-62 с 9.00 до 12.00 в рабочие дни областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

По вопросам настройки домашнего компьютера, настройки опций родительского контроля можно обращаться к преподавателям информатики в школе своего ребенка или к специалистам Белтелекома.

 

свернуть

Полезные советы про безопаснсость в интернете

Интернет- безопасность детей - ответственность взрослых

Рекомендации для родителей пятиклассника

- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

     - Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, правильности светового режима.

    - Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

    - Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

    - Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

    - Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

    - Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

- Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнутся.

    - Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

    - Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

   - Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

   - Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

свернуть