Готов ли ваш ребенок к школе?


ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

 

Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни, как самого ребенка, так и его родителей. Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Что же подразумевается под понятием «психологическая готовность?» Это комплекс, состоящий из мотивационной, личностной готовности, интеллектуальной и волевой.

     Мотивационная, личностная готовность включает наличие интереса к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.
     Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят идти в школу, а значит, мотивационная готовность у них есть. Однако, это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его друзья туда идут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, и, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того,  все новое привлекает детей, а в школе практически все – и классы, и учительница, и занятия являются новыми. Однако, это еще не значит, что ребенок осознал важность учебы и готов прилежно трудиться. Просто он понял, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника. Ребенок стремиться к школе, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию», которая и является основой готовности к школе.

     Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и дает возможность читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.
    Ребенок к шести годам должен понимать, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы защищают реальные предметы. Ему нужно объяснить, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, а достаточно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки–заменители машинок.
     Для решения более сложных задач можно предложить детям построить чертеж, который помог бы представить условие задачи и решить ее на основе данного графического изображения.
     Использование знаков для замещения реальных предметов дает возможность детям решать в уме достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебы.

     Волевая готовность выражается в способности управлять своим поведением, в умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
     Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и т.д. под диктовку взрослого. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или фигурку в предложенном тексте. Такие упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
     Большое значение при подготовке ребенка к школьному обучению имеет физическая готовность, составляющей частью которой является двигательное развитие. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы он мог правильно держать ручку и карандаш, не уставал быстро при письме.
     В процессе учебы ребенку часто придется смотреть на предмет и срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтом-то и важны согласованные действия глаз и руки, важно, чтобы пальцы «слушали» ту информацию, которую им дает глаз.
     Многим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
     Как же научить этому ребенка?
     Здесь нам помогут графические диктанты. Только если для развития волевой готовности лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации нужно дать ребенку образец, который он должен копировать.
     Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с такими заданиями справляются.

     Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, знание букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.