Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Добромысленская средняя школа"
План мероприятий по реализации проекта
«Школа – территория здоровья»
на 2024/2025 уч. год
I. Организационные мероприятия |
|||
1.1. |
Издание приказа о внедрении проекта |
сентябрь |
Козловский М.К. Коневега С.В. |
1.2. |
Мониторинг состояния здоровья учащихся учреждения образования |
до 15.09 |
Коневега С.В., Омелящик В.П. |
1.3. |
Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья учащихся |
до 15.09 |
Коневега С.В. |
1.4. |
Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках |
согласно плану реализации |
Голик Т.А. |
1.5 |
Ознакомление учащихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов |
сентябрь |
классные руководители |
1.6. |
Проведение анкетирования: - по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни; - по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья |
октябрь, март |
классные руководители |
1.7 |
Составление расписания учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп |
сентябрь, январь |
Коневега С.В. |
1.8. |
Проведение соцопроса обучающихся и законных представителей несовершеннолетних по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе |
на протяжении реализации проекта |
классные руководители |
II. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении образования, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся |
|||
2.1. |
Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач |
||
2.1.1 |
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения в ИРО, АПО и др. учреждениях |
в течение года |
Коневега С..В. |
2.1.2. |
Укрепление материально-технической базы: -приобретение спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки и пр.), игрового инвентаря; -оснащение учебных помещений современной ученической мебелью, конторками; -продолжить работы по замене в учебных кабинетах обоев на отделку влагостойкими красками . |
в течение года |
Доптух Г.И., Суржик А.М. |
2.1.3 |
Проведение с педагогами обучающих совещаний по профилактике нарушений осанки. |
сентябрь, январь |
Коневега С.В. |
2.1.4 |
Разработка плана озеленения территории учреждения образования |
март |
Грищук М.И. |
2.1.5 |
Оформление информации (памяток, информации на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по профилактике нарушений осанки. |
в течение учебного года |
Коневега С.В., Голик Т.А.. |
2.2. |
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников |
||
2.2.1 |
Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья |
согласно графику |
УЗ «Ивацевичская ЦРБ» |
2.2.2. |
Соблюдение гигиенических норм и требования к организации образовательного процесса |
постоянно |
коллектив учреждения |
2.2.3 |
Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров |
в течение учебного года |
Коневега С.В., учителя физической культуры и здоровья |
2.2.4 |
Проведение Дней здоровья |
2-я суббота каждого месяца |
учителя физической культуры и здоровья |
2.2.5. |
Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки |
согласно плану ВР |
Коневега С.В. классные руководители |
2.2.6. |
Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима |
в течение года |
Коневега С.В., классные руководители |
2.2.7 |
Организация работы оздоровительного лагеря на базе учреждения образования |
Зимние каникулы, летние каникулы |
Коневега С.В., директор о/л |
2.2.8. |
Проведение акций: «Чистые руки» (дошкольники,1-4 кл.), «День без мобильного телефона» (5-9, 11 кл.) |
1 число каждого месяца |
Воспитатели, классные руководители, дежурные учителя |
2.2.9. |
Организовать на базе школы занятия для учащихся, отнесённых специальной медицинской группе |
в течение года |
Коневега С.В., Суржик А.М. |
2.2.10 |
Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся |
в течение года |
Коневега С.В., воспитатели,классные руководители |
2.2.11 |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и на ее территории |
в течение года |
Коневега С.В., классные руководители |
2.2.12 |
Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому |
в течение года |
классные руководители |
2.2.13 |
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
в течение года |
Коневега С.В., классные руководители |
2.3. |
Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся |
||
2.3.1. |
Организация круглогодичной школьной спартакиады |
в течение года |
учителя физической культуры, классные руководители |
2.3.2. |
Участие в ежегодных школьных, районных, городских спортивно-массовых мероприятиях |
в течение года |
учителя физической культуры |
2.3.3. |
Проведение танцевальных флеш-мобов |
По плану работы оздоровительных лагерей на базе школы |
Директор о/л |
2.5. |
Мероприятия по улучшению питания учащихся |
||
2.5.1 |
Выполнение натуральных норм питания |
постоянно |
Степанчук Т.А., Скребец С.В. |
2.5.2. |
Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья |
в течение года |
Совет по питанию |
2.5.3. |
Проработка вопроса об увеличении количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков в школьном меню |
в течение года |
Степанчук Т.А., Скребец С.В. |
2.5.4 |
Оформить информацию (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, родителей и учащихся по организации рационального питания. |
в течение года |
Совет по питанию |
2.5.5 |
Проведение анкетирования среди родителей по организации питания в учреждении. |
декабрь |
Совет по питанию |
2.5.6 |
Разработка презентационных материалов по пропаганде рационального питания среди учащихся, педагогов, родителей. |
в течение года |
Совет по питанию |
III. Дополнительные мероприятия, проводимые в классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения |
|||
3.1. |
Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе) |
весенне-осенний период года |
Воспитатели, классные руководители, учителя-предметники |
3.2. |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
сентябрь |
Воспитатели, классные руководители |
3.3. |
Оформление уголков по здоровому образу жизни в дошкольных группах и в школе |
в течение года |
Воспитатели, классные руководители |
|
|||
IV. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
4.1. |
Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей несовершеннолетних с целью определения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
апрель |
Коневега С.В., кл.руководители |
4.2. |
Видеопрезентация проведенных в течение учебного года мероприятий |
апрель |
Коневега С.В.,кл.руководители |
4.3. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий. |
апрель |
руководство |
Кто может стать донором?
Донором могут стать дееспособные граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от 18 до 60 лет. В исключительных случаях врачебно-консультационной комиссией организации переливания крови может быть принято решение о допуске к выполнению донорской функции лиц в возрасте старше шестидесяти лет. Вес тела потенциального донора не должен быть менее 55 кг.
Я вешу менее 55 кг, но абсолютно здоров. Почему я не могу быть донором?
Доза крови, которую берут у донора, – стандартная, а вот общее количество крови в теле донора зависит от веса человека. Считается, что если вы весите менее 50 кг, то стандартная доза (450 мл) может для вас оказаться слишком большой и привести к головокружениям, обморокам и анемии.
Какие документы нужны, чтобы сдать кровь?
При регистрации на кроводачу донор обязан предоставить:
Какие виды сдачи крови существуют?
Наиболее распространенный способ – сдача цельной крови. Она берется из вены на руке в среднем 450+/-50 мл за один раз и длится 7–10 минут.
Можно сдавать не цельную кровь, а ее компоненты, например, плазму – процедура называется плазмаферез, или тромбоциты — тромбоцитаферез.
В ходе этих процедур из крови донора избирательно извлекается только необходимый для клинического использования компонент, а все остальные составляющие возвращаются в кровеносное русло.
Хочу сдать кровь, но боюсь чем-нибудь заразиться во время проведения процедуры. Возможно ли это?
Нет. Все инструменты, иглы и системы переливания, используемые сейчас в трансфузиологии, – одноразовые и сразу после использования утилизируются.
Как часто можно сдавать кровь?
Минимальные интервалы между донациями крови составляют не менее 60 дней, после каждой пятой донации – не менее 90 календарных дней.
Между донациями компонентов крови (плазмы, тромбоцитов) должно пройти не менее 14 дней. Перерыв между донацией компонентов крови (плазмы, тромбоцитов) и донацией крови должен составлять не менее 30 дней. Суммарный объем забора компонентов крови в течение года не может превышать 20 л.
Не возникает ли привыкания к донорству?
Нет. Кроветворение в организме здорового человека – саморегулируемый процесс, на который периодические кроводачи не влияют.
Не вредно ли сдавать кровь?
Нет. Человеческий организм приспособлен к потерям крови: это универсальный механизм реакции при травмах, а у женщин – часть функционирования организма.
Как отражается сдача крови на здоровье?
Сдача крови на регулярной основе полезна для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, способствует самообновлению всего организма. А в серьезных ситуациях, например, при несчастном случае, донор имеет больше шансов на выживание, так как его организм адаптирован к кровопотере.
Как подготовиться к сдаче крови?
При подготовке к сдаче крови и ее компонентов необходимо соблюдать следующие правила:
Как проходит процедура?
Во-первых, вам необходимо зарегистрироваться. После предоставления необходимых документов для регистрации на донора оформляются учетная карточка донора, медицинский документ донора, карта-анкета донора.
Далее вам нужно будет заполнить карту-анкету донора: ответить на вопросы и подписать добровольное согласие на забор крови или ее компонентов на платной или безвозмездной основе.
Далее следует лабораторное обследование. В клинической лаборатории донору крови определяют группу крови, резус-принадлежность, фенотип антигенов эритроцитов по системе Келл, проводят клинико-лабораторное исследование крови и мочи (при первой донации крови, а в дальнейшем – 1 раз в год), при каждой последующей донации в течение года определяют только содержание гемоглобина.
Каждую двадцатую донацию крови назначается исследование обмена железа в организме донора (определение уровня ферритина в сыворотке крови).
Дальше донора осматривает врач-терапевт. И, если состояние здоровья удовлетворительное, вы готовы к сдаче крови.
Как вести себя после процедуры?
Если строго соблюдать все рекомендации медицинского персонала перед процедурой и после нее, то за самочувствие можно не переживать. Но основные правила поведения после процедуры знать стоит.
Что нужно сделать:
Чего делать нельзя:
Как восстановить организм после сдачи крови?
В день процедуры откажитесь от тяжелых физических и спортивных нагрузок, подъемов тяжестей. В течение двух дней старайтесь полноценно и регулярно питаться: в рационе донора всегда должен присутствовать белок, от которого зависит уровень гемоглобина в крови. Продукты, содержащие белок: мясо, чечевица, фасоль и все бобовые, рыба и другие. Кроме того, для скорейшего восстановления состава крови необходимо много пить – не менее 1–2 литров жидкости в день.
На какие льготы я могу рассчитывать как донор?
Донорам, сдающим кровь или ее компоненты на возмездной основе, выплачиваются денежные компенсации, предоставляется бесплатное питание. В день процедуры в рабочее время донор освобождается от работы с сохранением среднего заработка за этот день.
Если кровь нужно сдать во время отпуска, в праздничный или выходной день, работнику дадут выходной (без сохранения заработной платы), а военным – с сохранением денежного довольствия. Также донору предоставляют один день отдыха, в народе «отгул», с сохранением заработной платы, который может быть присоединен к трудовому отпуску или использован в любое время.
В случае, если донор сдает кровь безвозмездно, он также освобождается от работы в день процедуры с сохранением среднего заработка. Кроме того, донору предоставляется еще один дополнительный день отдыха, но уже без сохранения заработной платы.
Как стать почетным донором?
Доноры, сдавшие кровь не менее 40 раз, а плазму, лейкоциты и тромбоциты – не менее 80 раз (на возмездной основе) и не менее 20 раз сдавшие кровь, и 40 раз – лейкоциты, плазму и тромбоциты безвозмездно, награждаются знаком отличия «Ганаровы донар РБ».
Анкета "Что ты знаешь о СПИДЕ?"
Целью данной анкеты является получение информации относительно ваших знаний о профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа. Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, поставив отметку в нужном столбике. Ваши ответы будут держаться в тайне. После заполнения анкеты не подписывайте ее.
Вы юноша или девушка? (подчеркните).
Ваш возраст _______ лет.
Вопрос |
да |
нет |
Не знаю |
1. Поражается ли при СПИДе иммунная (защитная) система организма человека? |
|
|
|
2. Возможно ли вылечить больного СПИДом? |
|
|
|
3. Может ли человек заразиться при прикосновении к больному СПИДом? |
|
|
|
4. Может ли вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) передаваться через общую расческу, зубную щетку? |
|
|
|
5. Можете ли вы заразиться СПИДом, пользуясь общим стаканом или ложкой с ВИЧ-инфицированным? |
|
|
|
6. можете ли вы заразиться ВИЧ в бассейне? |
|
|
|
7. Возможно ли заражение, если вы обнимаетесь с больным человеком? |
|
|
|
8. Если сегодня результат вашего анализа отрицательный, можете ли вы на 100% быть уверены, что у вас нет ВИЧ? |
|
|
|
9. Передается ли СПИД половым путем? |
|
|
|
10. Как вы думаете, возможно ли заразиться СПИДом: - через укусы насекомых? - при переливании крови? - при поцелуях? |
|
|
|
11. Знаете ли вы, где можно пройти анонимное обследование на СПИД? |
|
|
|
12. Увеличивается ли риск заражения при беспорядочных половых связях? |
|
|
|
13. Относятся ли наркоманы к «группе риска»? |
|
|
|
14. Предохраняют ли презервативы от заражения СПИДом? |
|
|