Консультации для родителей

5 класс Консультация "Психологические особенности младших подростков"

Консультация Психологические особенности младших подростков

 

В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков?

Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.

В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников).

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.

Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становиться жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе – насилием над другими.

Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.

Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:

  1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
  2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
  3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
  4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
  5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
  6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
  7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
  8. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
  9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
  10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.

Источники:

  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:1987.
  2. Особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет./ Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. – М.: 1988.
  3. Прихожан А.М. Книга для родителей подростков: программа развития и воспитания. М.: 1999.

Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

К подростковым трудностям относятся: резкое снижение учебной мотивации, потребность во взрослом общении, импульсивность подростка.

Развитие учебной мотивации:

1. Интересуйтесь предметами ребенка, которые он изучает в школе.
2. Не угрожайте и не унижайте ребенка.
3. Не говорите о школе плохо и не критикуйте учителей.
4. Отстаивая свое мнение, разговаривайте с ребенком твердо, но спокойно.

Воспитание устойчивого нравственного поведения:

Задача родителей – помочь ребенку научиться регулировать свое поведение. Оценка родителей, сравнение с положительными героями кино, литературных произведений, пример значимого для подростка старшего товарища или взрослого, анализ поступков подростка, результатов его деятельности – вот перечень путей решения этой задачи.

Развитие самостоятельности ребенка является важной предпосылкой устойчивого нравственного поведения.

Импульсивность подростка - следствие повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Коррекция импульсивности:

  • Определите условия, которые оказывают на ребенка неблагоприятное, возбуждающее воздействие и не подвергайте ребенка этому воздействию.
  • Давайте короткие, четкие инструкции при постановке задач перед ребенком.
  •  Заранее обсудите с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
  • Предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен этот выбор.
  • Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ему передается ваше эмоциональное состояние.
  • На развитие личности человека основное влияние оказывает его семья, стиль семейного воспитания в котором воспитывается ребенок с момента рождения.
  • Оптимальным условием воспитания является сочетание требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
  • Ребенок, выросший в любви, поддержке скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Правила, поддерживающие в семье бесконфликтную атмосферу:

  • Поручите подростку дело, подчеркивая, что вы уверены в его способности и силах.
  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  • Необходимо прививать детям непреходящие ценности: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого.
  • Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения
  • «Учите детей думать».
  • Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
  • Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной школе со временем обучения детей в 5-8 классах.

Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. У подростка возникает чувство уверенности в себе, формируются способы поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

свернуть

5 класс Консультация "Мой ребёнок становится подростком"

Консультация для родителей

Мой ребёнок становится подростком

Из всех периодов развития человека, пожалуй, самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Этот период приносит самую большую “головную боль” родителям, педагогам. Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного и профессионального самоопределения.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения. К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Первой такой проблемой является необходимость отделиться от родителей в самостоятельную психологическую, а, следовательно, социальную и человеческую единицу. При успешном прохождении данного препятствия в итоге между родителями и ребенком устанавливаются отношения “взрослого” типа, основанные на взаимной заботе и ответственности за собственные решения. Вроде бы это очевидно, но жизнь показывает, что жить рядом и не мешать друг другу в семьях, “переживающих подростковый период”, редко кому удается. Необходимость разрыва симбиотических отношений с родителями и порождает новые авторитеты (тренер, глава банды, певец и т.д.) и новые подростковые сообщества. Это так называемый поиск “новых родителей”, к сожалению, для родителей, выкормивших и воспитавших, неизбежный шаг к самостоятельности. Оптимальной позицией родителя здесь является терпение и невидимый контроль за опасным процессом и, кроме того, главный катализатор хорошего воспитания – уважение. Если родитель от страха потерять ребенка не делает одну ошибку за другой (категорически запрещает что-то, крайне негативно отзывается об окружении и увлечениях ребенка, грузит ребенка непосильным чувством вины), то он получает психологического (и, как правило, материального) иждивенца, незрелую несамостоятельную личность на долгие годы.

Вторая проблема “трудного возраста” огромная внутренняя тревога, связанная с изменением всего телесного и психологического уклада, которую испытывает подросток. Именно от нее он спасается громкой ритмичной

музыкой. В этот период возникает реальный страх – употребление наркотиков и психотропных веществ, которые уводят за пределы этой новой реальности.

Следующая проблема – агрессия, с которой подросток не справляется, этот излишек новой и еще неосвоенной энергии сексуальности. Здесь родительская, а иногда и собственно подростковая мудрость состоит в усиленных занятиях спортом, которые на время отводят опасную энергию в приемлемое русло.

Очень часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Понимаем ли мы своих детей?

Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям.

В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».

Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации. 1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки. 2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. 4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. 5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас 6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые

демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем. От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам: 1. Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания и потребности. 3. Бывать (читать, заниматься) вместе. 4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит доверять). 8. Конструктивно решать конфликты. 9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие. 10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”. И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть,

и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”. Практикум

Ситуации Ваши действия? Что бы вы порекомендовали родителям?

1 14-летний молодой человек категорически отказывается встречать Новый год в кругу семьи, нарушая “священную” традицию

2 15-летняя девушка напала на одиннадцатилетнюю школьницу и, угрожая расправой, отняла у нее золотые сережки. Через несколько часов девушку доставили в отделение милиции

3 У подростка появилась так называемая “компания”, в которой за бессодержательным времяпровождением он проводит все время, и мнение друзей становится важнее мнения родителей

4 У подростка 14 лет должны быть карманные деньги. Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Если должен, то каким образом?

5 У каждого ребенка в доме должны быть свои обязанности, в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова мотивация этой помощи родителям – “заработать поощрение”, “из стремления делать добро”, “из чувства справедливости”, др.

6 Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

В завершении хотелось закончить такими совами:

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…»

Эрих Фромм

ПАМЯТКА-СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ»

Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.

Не будьте безразличными.

В воспитании не должно быть слишком много строгости.

Не балуйте детей.

Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль.

Хорошее воспитание не зависит от количества денег.

Не стройте «наполеоновские» планы.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.

Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте открыты для общения с ребенком.

 

свернуть

7 класс Консультация «Ваш любимый неидеальный ребенок»

7 класс

Консультация «Ваш любимый неидеальный ребенок»

«Не жди, что твой ребенок будет таким,

как ты или таким, как ты хочешь.

Помоги ему стать собой, а не тобой» (Я. Корчак).

Что дает ему родительская любовь, почему она важна? 

Маленький ребенок еще ничего не знает о себе, он видит себя таким, каким его видят близкие. Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом, даже молчанием – мы сообщаем ему что-то о нем. От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание ребенок воспринимает как сообщение «Ты плохой!», критику – «Ты не можешь!», невнимание – «Мне до тебя нет дела» или даже «Я тебя не люблю». 

Поэтому, заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе, Вы должны отдавать себе отчет, какое сообщение Вы сейчас ему посылаете. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от Вас. К счастью, с маленькими детьми родители обычно более ласковы и внимательны. Но по мере взросления ребенка родители все сильнее стремятся его «воспитывать» и часто не задумываются о том, насколько ему необходимо их тепло, принятие и одобрение.

Родители, часто, просто не фокусируют свое внимание на том, как обращаются к детям. А они всегда понимают Вас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Если тон резкий, сердитый, даже просто строгий, ребенок делает вывод: «Меня не любят», «Я им не нужен». 

Дети настолько не уверены в Вашем к ним отношении? 

Да, не уверены. Они подсчитывают любые проявления Вашей любви, у них своя, эмоциональная бухгалтерия. Они все время сравнивают: «Брат подарил цветочек – мама обрадовалась, я подарила – обрадовалась меньше», «Папу мама любит больше, чем меня», «Гости пролили чай, мама сказала – ничего, а я пролил – меня отругали» … Им очень не хватает внешних «сигналов» любви. А ведь положительное отношение к себе – это основа психологического выживания человека. Поэтому ребенок постоянно ищет нашей любви, борется за нее, ищет подтверждения тому, что он хороший. 

Так как же родителям выражать свою любовь? Говорить больше теплых слов: «Мне хорошо с тобой», «Я рад тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Мне нравится, как ты…», «Я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что ты у нас есть». Не нужно забывать и обнять ребенка, приласкать, прикоснуться к нему.

Психологи   рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не меньше восьми объятий в день. 

Любить не «за то, что он...» или «если он...», а просто потому, что он есть. У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так, совсем маленький ребенок, который еще только научился ходить, возвращается к маме, прижимается к ее коленям – и идет дальше играть, исследовать мир. И ему не страшно, потому что он уверен: мама здесь, недалеко, она любит его и может защитить. С возрастом формы «подзарядки» меняются: это и семейное чаепитие, и чтение перед сном, и просто разговор, совместные посиделки… Эти семейные ритуалы необходимы ребенку, чтобы чувствовать: мы вместе. Но как же быть с воспитанием? Обнимать, хвалить – и не ругать за дурные поступки, не наказывать, если он что-то натворил? 

К сожалению, очень многие родители уверены, что главные (если не единственные) воспитательные средства – это награды и наказания, пряник и кнут. Но воспитание – это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. Прежде всего, нужно построить с ребенком человеческие отношения. Прежде чем его воспитывать, критиковать или наказывать за поступки, которые нам не нравятся, нужно научиться безусловному принятию ребенка. Мама говорит дочери: «Если ты будешь хорошей девочкой, я буду тебя любить». Но любовь – не товар и не деньги. Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что Ваша любовь не оценочна и не зависит от каких-то условий.

Некоторые родители боятся раскрыться, рассказать о том, что чувствуют. Они избегают доверительных отношений из страха потерять свой авторитет. Но, когда вы открыто и искренне выражаете свои чувства, дети видят, что Вы тоже живые люди, – и, в свою очередь, начинают доверять нам. 

Попробуйте закрыть глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга или подругу. Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте себе, что это ваш ребенок: вот он приходит из школы домой, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Тогда попробуйте сделать это на самом деле. Не бойтесь, что «испортите» его за эти минуты. Это просто невозможно.

ЛЮБИТЕ РЕБЁНКА ПРОСТО ТАК, НИ ЗА ЧТО, А ПОТОМУ ЧТО ОН ЕСТЬ, ЧТО ОН ВАШ РЕБЁНОК

 

 

 

свернуть

7 класс Косультация "Поростковый возраст: проблемы полового созревания"

 7 класс

Косультация  для родителей  

"Поростковый возраст: проблемы полового созревания."

Ребенок, подросток и агрессивная среда. Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.

Половое развитие неотделимо от общего и происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Ha первом этапе (пятые-седьмые классы) активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.

В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.

На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.

Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).

Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.

Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.

Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Если дома и в школе понимают сущность тех изменений, которые происходят у подростков, разумно реагируют на них, этот трудный период детства может пройти безболезненно и благополучно. В школе необходимо создать условия, чтобы подростки могли удовлетворить возникающие у них новые потребности, в частности, организовать ученическое и общественное самоуправление, чтобы они могли потратить накапливающуюся у них избыточную энергию на выполнение какой-либо непростой задачи.

Протекание полового созревания у девочек и мальчиков проходит неодинаково.

Половое развитие девочек

Первым признаком полового созревания девочек восьми-девяти лет является ускорение развития таза — увеличение его размеров и округление. Почти одновременно начинается развитие молочных желез, но у разных девочек оно протекает по-разному. У некоторых оно начинается поздно — в 13–14 лет, но протекает более интенсивно. Девочки, у которых молочные железы развиваются рано и интенсивно, обычно стесняются этого и пытаются маскировать одеждой свою грудь, сутулятся. Надо разъяснить им естественность и закономерность происходящих с ними изменений.

Первая менструация — монархе — наступает у девочек обычно в 13 лет, но может и позже. У девочек плотного телосложения бывает раньше, у худощавых — позже.

Менструальный цикл не сразу становится регулярным. Нормальный срок становления менструальной функции занимает до полутора лет. У большинства девочек менструации наступают через 28 дней, но нормальными считаются и сроки от 21 до 30–32 дней. Важно лишь, чтобы ритм был постоянным. В среднем менструация длится 3–5 дней, но может быть и 1–2 или 4–5 дней.

Половое развитие мальчиков

Оно начинается с увеличения темпов прироста длины и массы тела. До 9–10 лет существенных различий в размерах тела мальчиков и девочек нет, а в последующем они значительны.

У мальчиков высокий темп увеличения длины тела сохраняется и после 17 лет, когда девочки перестают расти. Значительное нарастание массы тела у мальчиков происходит в период между 11 и 16 годами, составляя около 25–27 кг, рост за этот период увеличивается на 25–35 см.

До 10 лет рост мальчиков в среднем одинаков или несколько больше, чем у девочек; в возрасте от 10 до 13 лет девочки обычно обгоняют мальчиков в росте, но после 13 лет мальчики наверстывают упущенное, и к 17 годам различие в росте в среднем достигает 14–15 см. Однако в последние годы происходит процесс бурной акселерации как мальчиков, так и девочек, и пропорции в росте между ними нивелируются.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте,— примерно на 8–9 кг до 14 лет; но потом мальчики имеют большую массу тела, чем девочки.

Вторичные половые признаки появляются у мальчиков в разные сроки. Сначала происходит увеличение яичек (в 10–11 лет), в последующие 3–4 года они интенсивно растут и созревают. Отчетливым признаком полового созревания является лобковое оволосение, а с 16 17 лет начинается рост волос на лице. Другим показателем полового созревания мальчиков является появление поллюций — извержения семени во сне. Обычно этому предшествуют сновидения эротического характера, происходят эрекция и оргазм. Частота поллюций различна, но в среднем они бывают не чаще одного раза в 15–20 дней.

В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ — кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву — происходит мутация голоса.

Очень важно подготовить подросткам к изменениям в организме, и в целом это задача ложится на плечи родителей. Так как готовность подростка к изменениям способствует сохранению эмоционального благополучия и пониманию причин изменения в своем организме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

10 класс Консультация «Психофизиологические особенности десятиклассников»

Консультация

«Психофизиологические

особенности десятиклассников»

 

Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15 до 25 лет). Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентаций. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность. В юности человек стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящий в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально создает огромное количество проблем. Старший школьный возраст – это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включится в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста. Все качественно новые особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания              («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и другое. Психологические трудности юношеского возраста.

 -Психофизиологический уровень

-Психологический уровень

-Незавершенность физического развития.

-Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность).

-Неустойчивость эмоциональной сферы.

 -Высокий уровень личностной тревожности.

-Особенности высшей нервной деятельности.

-Задержка развития теоретического мышления.

-Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.

-Нереалистичность воображения.

-Несформированность волевой сферы.

На личностном и межличностном уровнях возникают следующие проблемы:

  • проблема самосознания;
  • проблема личностного роста;
  • неадекватный уровень притязаний;
  • несформированность жизненных планов;
  • несформированность потребностей;
  • несовпадение учебных и профессиональных интересов;
  • низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и так далее.

Средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твердый семёрочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются о б этом и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией. Такое состояние ребенка требует индивидуальной помощи от психолога. Другая нередко встречающаяся в 10 классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9 класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в вузы многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и всему, что – не учеба и не работа. Это можно понять. Более того, по-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт насаждения новой «почти взрослой» жизнью, не связанной с одной только учебой, имеет огромное развивающие значение в этом возрасте. К основным критериям дезадаптации старших школьников относят: отклонения в соматическом здоровье, отсутствие желания учиться, агрессию, повышенную возбудимость, конфликтность с родителями, учителями и сверстниками, побеги из дома, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи и неуверенность в принятии решения, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка.

Рекомендации родителям

  • Понять, что зрелость и ранняя юность - это два разных мира. Нужно время, чтобы ребенок увидел себя взрослыми глазами.
  • Не отрицать, что существуют различные факторы риска дезадаптации десятиклассника. Их необходимо осознавать и помогать своему ребёнку совместно с педагогами, при необходимости обращаться к школьному психологу.
  • Понять, что сегодняшний результат ребенка - это и наш с Вами результат. Адекватно оценивайте достижения и неудачи ребенка, будьте к ним причастны.
  • Опираться на знания возрастной психологии, давать практические советы, вселять уверенность в завтрашнем дне.
  • Безусловно принимать ребёнка - не смотря ни на что (успехи и неудачи), тогда ребёнок и в школе, и дома будет чувствовать себя уверенно, спокойно, не будет бояться будущего.
  • Ставить ребенка в позицию личностного профессионального самоопределения (решения задач выбора определенного места в обществе).
  • Не бороться с плохими школьными оценками, понимать причины их появления, оказывать помощь и поддержку в решении образовательных проблем.
  • Согласовывать притязания ребенка на будущее с его возможностями (высшее образование еще не является для нашего государства всеобщим).
  • Осуществлять непрерывный контроль результативности обучения ребёнка по различным предметам, анализировать динамику учебных успехов. · Обеспечивать единство педагогических требований в семье к ребёнку, оценке его учебного труда и результатов личностного роста.
свернуть

10 класс Консультация «Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания»

Консультация для родителей

«Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания»

Самое простое правило нравственности состоит в том,

чтобы заставлять служить себе как можно меньше

и служить другим как можно лучше.

Л Н. Толстой

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно – духовным воспитанием детей. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Отношение родителей друг к другу и к детям – главнейшие факторы дальнейшей добропорядочной жизни последних.

Для того чтобы помочь ребенку максимально реализовать свои способности, родители должны:

-    воспитывать ребенка, удовлетворяя его потребность в любви и безопасности;

-    прививать ребенку моральные ценности, способствовать полноценному развитию его личности. Это предполагает установление определенных норм поведения, в чем основополагающую роль играет личный положительный пример, подаваемый родителями. При обозначении того, что не соответствует нормам хорошего поведения, и при установлении ограничений чрезвычайно важно довести до сознания ребенка, что это делается, прежде всего, для его же безопасности и для становления его собственных жизненных ценностей;

-    удовлетворять потребность ребенка в признании его как личности. Ребенок нуждается в повышенном внимании к себе: он хочет, чтобы его замечали, чтобы к нему прислушивались, иными словами, – чтобы его ценили как личность. Необходимо, чтобы родители проявляли интерес к повседневной жизни своих детей, выслушивали их и пытались понять их точку зрения;

-    воспитывать самостоятельность, то есть укреплять веру ребенка в свои знания и умения, повышать способность контролировать себя и воздействовать на поведение окружающих.

Корни нравственности зарождаются и произрастают из семьи.

Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники и т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых.

Положительные результаты применения позитивного воспитания:

Для того чтобы помочь детям научиться позитивному поведению, родителям необходимо:

-    постоянно уделять им внимание, интересоваться их отношениями со сверстниками и учебой в школе, по мере того, как дети взрослеют;

-    помогать детям понять возможные последствия тех или иных принимаемых ими решений;

-    поощрять особым вниманием и похвалой любые положительные моменты в поведении детей и игнорировать мелкие нежелательные проступки;

-    быть примером для детей в поведении, проявлять уважение в общении с ними и показывать конструктивные способы разрешения конфликтов.

Дети начинают легче уживаться и ладить с окружающими. У них возникает меньше трудностей с поведением, нормализуется эмоциональное состояние.

Детям становится легче говорить о том, что их беспокоит или пугает.

Если к ребенку относиться с уважением, то он, как правило, в свою очередь будет уважать окружающих и, в частности, своих будущих детей. Позитивное воспитание способствует тому, что сами дети в будущем станут хорошими, «позитивными» родителями.

У родителей улучшаются отношения с детьми. Они начинают больше верить в свои силы, приобретают положительный настрой, становятся последовательнее и спокойнее со своими детьми. Снижается уровень напряженности, подавленности и вспыльчивости, что сокращает риск жестокого обращения с детьми. Родители учатся находить равновесие между своими семейными и профессиональными обязанностями, сокращается количество конфликтов между самими родителями.

Родителям, внушающим уважение своим детям, легче воздействовать на них в нужном направлении, поощряя желательное поведение и сокращая проявления нежелательного. Для этого необходимо, чтобы родители в свою очередь признавали, что и они совершают ошибки, беря на себя ответственность за них и за сложившиеся с ребенком отношения (вместо того чтобы пытаться переложить ответственность на него).

Вам необходимо уйти от установки: «я говорю – ты делаешь». Всеми своими действиями Вы обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь.

Даже в подростковом возрасте самым важным и влиятельным в жизни учащихся остается семья! Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

 

Практические советы родителям

Научите детей выбирать, тренируйте навык слушать и понимать себя. Научите выражать свое мнение.

Поощряйте живые семейные заботы, уважайте точку зрения своих детей, даже если вы с ними не согласны.

Родители, которые держат своих детей под строгим контролем, вырастят приспособленцев, которые не смогут думать о себе.

Рассказывайте ребенку, что вы думаете по поводу справедливости тех или иных действий.

Прививайте ребенку моральные ценности постоянно, подкрепляя конкретными примерами, пока у вас есть влияние на него.

 

Когда ребенок с детства учиться понимать себя, слушать свои желания, он тренирует навык осознанного поведения. Осознанность ключ к самовоспитанию.

Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент". Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую подросток начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя, он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.

- Что нужно для того, чтобы её добиться?

Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. Чёткая  самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления.

 

Правила самовоспитания:

Определи цель жизни: дальнюю, среднюю, ближнюю. Кто живет одним днем, тот просто прозябает. Жизнь без цели – гибель души и разума.

Старайся понять смысл и суть жизни. Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.

Нельзя изменить мир к лучшему, не изменив к лучшему себя.

В борьбе добра и зла не может быть компромисса. Правда и справедливость не терпят уступок и сделок. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

Лучше трудно, но интересно, чем легко, но скучно. Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.

Никогда нельзя сказать, что сделано все. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний день.

Больше отдашь – богаче будешь. Высшее счастье не в том, чтобы брать, а в том, чтобы отдавать.

 

А как работали великие люди над своим совершенствованием?

 

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действия.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
  7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

 

Уважаемые родители!

В воспитании не употребляйте силу или страх. Дети, которые действуют, руководствуясь внутренними ценностями, а не из опасения наказания, чувствуют себя в жизни уверенно и не принимают моральные ценности других безоговорочно.

 

 

свернуть