Педсовет

Тематический педсовет

       Тематический педсовет "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках и внеурочное время как механизм повышения качества образования" прошёл 28 марта в нашем учреждении. Педагоги обсудили основные вопросы об истории развития  функциональной грамотности, сущности основных видов грамотности и подходы к их оценке, результаты участия Республики Беларусь в международном исследовании PISA-2018. В ходе педсовета, который проходил в форме коучинга, педагоги разработали схемы, рекомендации для родителей и педагогов, облако слов по формированию функциональной грамотности. 

 

свернуть

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

         Лист 1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В России

В Беларуси

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отве-чать на вопросы, не испытывая затрудне-ний в построении фраз, подборе слов.

 Компьютерная грамотность: искать информацию в Интернете; пользоваться электронной почтой; создавать     и редакти-ровать тексты; работать с электронны-ми таблицами; использовать графические редакторы.

 Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевиде-ние); пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения; приспосабли-ваться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовать работу группы.

Грамотность       при            овладении       иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Бытовая грамотность: выбирать продук-ты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные техничес-кие бытовые устройства, пользуясь инст-рукциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Грамотность             поведения            в чрезвы-чайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Общественно-политическая            грамотность:      

отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях властных структур; объяснять различия между                       уголовным,  административным

и дисциплинарным       нарушением; анализиро-вать                и сравнивать        предвыборные        программы        разных кандидатов и партий.

Языковая и знаковая грамотность: свободное владение (чтение,     письмо      и говорение) родным языком, государ-ственными языками и двумя иностранными языками; чтение и     понимание знаковой      среды, осуществле-ние действий       в знаковой среде         в соответствии      с      тем,      что знаки означают.

Компьютерная, информационная грамотность: использование компьютерных и информационных технологий на уровне пользователя в профессиональной и повседневной жизни, способность читать, понимать и фильтровать полученную       информацию       для решения                        поставленных профессиональных задач.

Гражданско-правовая грамотность: осуществление          действий в соответствии            с            законом, способность защищать свои права и права граждан своей страны.

Финансовая               грамотность: способность                  осуществлять простейшие финансовые операции (купля-продажа, открытие счета в банке, пользование пластиковыми карточками).

Экологическая грамотность: способность            создавать и контролировать                          среду жизнедеятельности.

Профессиональные и специальные аспекты                 функциональной грамотности (менеджмент,     PR, бизнес-планирование,              новые технологии).

Бытовая грамотность: вождение автомобиля,                        пользование бытовыми приборами, мобильными телефонами.

 

 

Минималистический подход (самое важное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностный подход (выявление особенностей ученика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Формирование функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы

 

Формирование 

функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы 

Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. 

 

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

 

Приемы «Своя опора», 

«Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

 

Смысловое чтение

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» (по Ткачёвой О.Н.)

 

Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

 

Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

 

Приём «Фишбоун» 

(рыбий скелет/рыбья кость)

Универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В его основе - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проана-лизировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

 

 

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся. 

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход. 

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

 

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в классе. 

 

Метапредметные связи

Развитие функциональной грамот-ности на уроках осуществляется совместными усилиями учителей разных предметов (работа с терминологией, составление плана учебного текста, выявление важной информации в тексте, составление вопросов к учебному тексту, построение логичного обоснованного ответа на вопросы).

Реализация принципа практи-ческой направленности учебных занятий: прогнозирующее чтение (ученикам дается текст частями, и они должны сами подумать, каким будет продолжение, чем завершится рассказ); преобразование информацию текста в кластер, таблицу, рисунки и т.д.; составление текстов (текст характеристики, объявления, заявления, рекламной афиши).

 

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на формирование представления о том, как устроено противоречие. Обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:     умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;     умение разрешать противоре-чия;     умение оценивать объект, ситуа-цию с разных позиций (учитель задает ситуацию: найдите плюсы или минусы дождя как природного явления; класс делится на 2 команды, одна ищет плюсы, другая ищет минусы; предлагаем для обсуждения природное явление снег; уч-ся отвечают: «Хорошо, когда идёт снег, потому что……. Плохо, когда идёт снег, потому что……» Вывод: оценивание объекта, ситуации с разных позиций.

 

Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

 

 

 

свернуть

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся

Рекомендации для педагогов 

по формированию функциональной

грамотности обучающихся

 

  1. Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

 

  1. Обучение должно носить деятельностный характер.

 

  1. Учебный процесс  ориентировать  на  развитие  самостоятельности  и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

 

  1. Использовать  продуктивные  формы  групповой  работы;  обучение  в сотрудничестве (командная, групповая работа); применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные,  развивающие  образовательные  технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной  деятельности,  обучение  на  основе  «учебных  ситуаций», уровневая  дифференциация  обучения,  разноуровневого  обучения, критического  мышления,  информационные  и  коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).

 

  1. Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

 

  1. Обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено  на  овладение  обобщёнными  приёмами  познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

 

  1. Организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.

 

  1. Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с  учебными  моделями;  использование  знаково-символических  средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,  классификации,  установление  аналогий,  подведение  подпонятие.

 

  1. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

 

  1. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

 

свернуть

Памятка для родителей

 

Памятка для родителей 

«Как я могу помочь своему ребёнку достичь высоких результатов обучения, или как организовать образовательную среду дома?»

(разработана на основе анализа международного исследования PISA-2018 

в Республике Беларусь)

 

Условия образовательной среды, которые влияют на результаты обучения и во многом зависят от родителей.

1) Стимулирующая образовательная среда дома.

2) Эмоциональная поддержка ребенка в семье.

3) Воспитание у ребенка установки на саморазвитие.

4) Приобщение ребенка к опыту решения практических бытовых задач.

 

1) Рекомендуем родителям обеспечить ребенку постоянное рабочее место для учебной деятельности и создать в домашних условиях такую среду, которая активизирует познавательный интерес ребенка к различным областям знания и побуждает его к чтению и познанию нового (интересные художественные и познавательные книги, энциклопедии, учебные видеофильмы и диафильмы, головоломки и настольные обучающие игры и др.) Следует обратить внимание на тот факт, что для обеспечения высокого результата обучения важен не столько приобретенный для ребенка компьютер, сколько доступ к обучающему программному обеспечению (развивающие образовательные платформы, компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы по разным предметным областям и т.п.) 

2) Рекомендуем родителям проявлять искренний интерес к достижениям и учебе ребенка, любым результатам его умственного труда и возникающим проблемам и давать ребенку совет в сложных ситуациях, в то же время предоставляя ему возможность решать самому и прогнозировать последствия своих решений. Большое значение здесь имеет умение родителя обеспечить содержательный отклик на выполненные ребенком домашние задания и другие виды деятельности («Ты смог сформулировать точный вопрос», «Мне понравилась твоя метафора в сочинении» и т.п.) - ребенок вправе ожидать качественную оценку продуктов его учебной и творческой деятельности.

Даже в том случае, если ребенок хорошо учится и постоянно демонстрирует высокие результаты обучения, это не означает, что ему не нужна родительская поддержка. Талантливые учащиеся имеют больший риск, чем средние и слабоуспевающие, оказаться в социальной изоляции и стать изгоем. Поэтому таким детям особенно остро нужна родительская поддержка, помощь и совет в установлении межличностных отношений со сверстниками. Другая опасность такой ситуации состоит в том, что в своем стремлении сохранить свой статус в нездоровом ученическом коллективе талантливый и мотивированный к учебной деятельности ученик будет игнорировать возможности образования и нарочно учиться хуже своих возможностей.

         3) Родителям важно убеждать ребенка, что ум и талант не являются чем-то неизменным и зависит от отношения к учебе и затраченных усилий, а основной смысл учебной деятельности состоит не только в формировании багажа знаний, но, прежде всего, в развитии основных качеств ума и воли, составляющих основу трудоспособности человека в будущем. Рекомендуем родителям организовывать с ребенком беседы на тему его развития, стимулировать ребенка к самоанализу результатов своей учебной деятельности за продолжительный период («Чему ты научился за четверть, за учебный год?», «Что у тебя стало получаться лучше?», «В какой области у тебя произошел самый большой прогресс, почему он произошел?» и т.п.) 

Рекомендуем хвалить ребенка за любое проявление сосредоточенности и усердия, за найденный им новый подход или удачное самостоятельно принятое решение, новую образовательную стратегию или способ освоения учебного материала. Родителям также важно хвалить ребенка за каждое удачно завершенное им дело. 

4) Рекомендуем родителям поручать ребенку несложные семейные дела, значимы для всей семьи, где требуется ответственность и необходимость планирования своих действий. 

Каждый родитель может также поделиться со своим ребенком опытом решения практических задач в своей профессиональной сфере деятельности, требующих умений обобщать, перерабатывать информацию, планировать, принимать решения в ситуации выбора. 

Приобщению ребенка к решению практических задач и применению академических знаний на практике также будет способствовать совместное обсуждение родителей и детей текстовой информации и ее критическое осмысление (буклетах, каталогах, новостях, телепередачах, средствах массовой информации и т.д.), представленной в различных форматах (в том числе в виде схем, графиков, диаграмм).

Рекомендуем родителям стимулировать и поощрять участие детей в различных конкурсах исследовательских проектов и других образовательных мероприятиях, в которых требуется применять творческое мышление, объединять знания и умения, полученные из разных учебных предметов, находить новый способ решения определенной проблемы.

 

свернуть