Методическое объединение классных руководителей

Тема:

«ВАРИАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Цель:

Создание условий для повышения методической культуры классных руководителей.

 Задачи:

  1. Организовать информационно-методическую помощь классным руководителям;

 

  1. Активно включать классных руководителей в творческо-педагогическую деятельность;

 

  1. Совершенствовать методику работы класс­ных руководителей по организации воспита­тельного процесса в классе в свете современ­ных технологий;

 

  1. Координировать деятельность классных руко­водителей в организации работы классных коллективов;

 

 

  1. Содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по укреплению национальных и семейных традиций;

 

  1. Обеспечивать преемственность в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования.

 

 

План МО классных руководителей на 2018/2019 учебный год

ПЛАН  РАБОТЫ

ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Заседание № 1

 Время проведения: сентябрь  2018 года

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Тема: Особенности организации и планирования  социальной, идеологической и воспитательной работы в 2018/2019 учебном году

Цель:  Обеспечение нормативно-методического сопровождения воспитательного процесса.

Подготовительная работа.

 Выставка методической литературы: «В помощь классному руководителю».

Сакута Л.В., секретарь, отв. за  библиотечный фонд.

 

Научно-методический блок.

Нормативное правовое обеспечение социальной, идеологической и воспитательной работы в школе в 2018/2019 учебном году. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

Учебно-методический блок. 

  1. Анализ работы методического объединения классных руководителей за 2017/2018 учебный год.

Данченко С.В., классный руководитель 11 класса.

  1.  Изучение инструктивно-методического письма МО РБ «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году». 

Касяник Н.Н., руководитель МО

 

  1. Задачи школы и актуальные направления воспитательной и  идеологической  работы в новом учебном году.

 Коневега С.В., зам. директора по УВР.

 

  1.     Нормативно-правовое обеспечение  идеологической и воспитательной   работы в учреждениях общего среднего образования.

 Данченко О.М., классный руководитель 6 класса.

 Практический блок

  1. Утверждение плана работы методического объединения классных руководителей на 2018/2019 учебный год.

 Касяник Н.Н., руководитель МО

  1. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет.

Классные руководители  1 – 11 классов.

  1. Изучение новинок методической литературы.

 Классные руководители  1 – 11 классов.

 

                 Источники информации:

  1. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году»
  2. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: Метод. рекомендации. Праблемы выхавання. Веснiк адукацыi. 2012. № 3-4.
  3. Методические рекомендации. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Сборник нормативных документов № 6, 2012 г.
  4. Методические рекомендации «Планирование воспитательной работы и ее учет» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – № 6.
  5. Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.
  6. Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.
  7. Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.
  8. Рекомендации по организации деятельности классного руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.
  9. Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.
  10. Методические рекомендации по организации труда и отдыха обучающихся 14-18 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.
  11. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281. – Дата доступа: 14.06.2017 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №24.
  12. Требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14281.

 

  1. «В помощь классному руководителю». Минск, 2005 г. Сборник инструктивно-методических материалов.
  2. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001.   
  3. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М., 2002
  4. Степанов Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. М., 2003
  5. Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности, М.: 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заседание № 2

 

Время проведения: декабрь  2018 года

 

Форма проведения: круглый стол

 

Тема:  Информационный  час как одна из  форм деятельности классного руководителя  (организация информационного часа, темы, содержание и формы про­ведения)

 

 Цель:   совершенствование форм и методов работы классных руководителей по подготовке и проведению информационного часа как  формы просветительной работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора и  социальной зрелости.

 

 

Подготовительная работа:

 

Анкетирование   «Информационный час глазами учащегося».

 

Учебно-методический блок

 

  1. Организация и проведение информационного часа.  Понятие, функции, виды и формы проведения информационных часов.

Суботько Л. А., классный руководитель 1 класса.

  1. Преимущества информационного   часа. Технология его подготовки.

 Голуб Е.П. , классный руководитель 5 класса

  1. Информационный час как средство воспитания. Из опыта работы классного руководителя 3 класса.

Виноградова С.А., классный руководитель 3 класса

 

Практикум

  1. Проведение тематического информационного  часа.

  Сергейчик И.Н., классный руководитель 7 класса.

  1. Проведение обзорного информационного  часа.

 Касяник Н.Н., классный  руководитель  10  класса.

  1. Результаты анкетирования   «Информационный час глазами учащегося».

 

Касяник Н.Н.,руководитель МО.

 

Источники информации:

  1. Варшавер, О. Критическое мышление и новые виды грамотности / О. Варшавер. – Минск: Красико-Принт, 2005. – 80 с.
  2. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.
  3. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования
  4. Информационная культура школьника /авт.-сост.: Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 128 с.

6.Методические материалы по формированию духовно-нравственной культуры педагога: в помощь слушателям курсов повышения квалификации / сост. Л.Н. Коваленко. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010. – 31с.

7.Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

8.Модель организации досуга и творчества детей. 5–11 классы: программа интеллектуального клуба /авт.-сост. Е.А. Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 311 с.

9.Нечаев, М.П. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М.П. Нечаев. – М.: 5 за знания, 2007. – 192с.

10.Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков [и др.]. – Педагогическое общество России, 2003.

11.Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / под ред. Е.Н. Степанова [и др.] – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 208с. 

12.Самоуправление и школа / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 128с. 

13.Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – 2-е изд. / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224с.

14.Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решение /Под ред. В.В. Караковского и др. – М., 1999.

15.Швецова, Л.В., Галицких А.А. Воспитательные программы современной школы. – М., 2006.

 

 

Заседание № 3

Время проведения: март 2019 года

 

Форма проведения: круглый стол

 

Тема: Трудовое воспитание и профориентационная работа.  Панорама деятельности классных руководителей в воспитательной системе учреждения образования.

 

 Цель: Обмен передовым опытом работы, знакомство с новыми подходами в реализации профориентационной работы и приобщению учащихся к труду.

 

Задачи:

- содействовать повышению эффективности трудового воспитания подростков;

 - внедрять новые подходы  в организации профориентационной работы;

 

Подготовительная работа:

                        

  1. Анкетирование учащихся «Выбор жизненного пути».
  2. Анкетирование родителей «Совместный осознанный выбор».

 

Учебно-методический блок

  1. Социальные проблемы профориентации учащейся молодёжи.

Педагог-социальный

 

  1. Роль классного руководителя в работе по профориентации.

Саванчук Е.И., классный руководитель 8  класса

 

  1. Актуальные формы и методы формирования у учащихся интереса к профессиональному труду.

Данченко С.В., классный руководитель 11 класса

 

 

 Практический блок

 

 

  1. Внеклассные мероприятия по профориентации.

 

Грищук М.И., классный руководитель 9 класса.

 

  1. Результаты анкетирования учащихся 9-11 и их родителей.

Касяник Н.Н., руководитель МО.

 

Источники информации:

  1. Богданович, О.Н. Воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях. Мозырь, 2010. – С.176.
  2. Храмова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности. М., 2013.
  3. Василевич, Л.И. Вместе к самопознанию. Мозырь, 2011.
  4. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў. Мінск. 2010.
  5. Часопіс «Праблемы выхавання», 2011. — №1. – С.47.
  6. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г. Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006,240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заседание № 4

 Время проведения:  май  2019 года

Форма проведения: семинар-практикум

 

 Тема. Работа  классного  руководителя  по  профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди  несовершеннолетних. Формирование навыков ответственного и безопасного  поведения, культуры  здорового  образа  жизни.

 

Цель:   повышение психолого-педагогической  компетентности  классного руководителя при организации профилактической  работы с  учащимися.

 Задачи:

  1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
  2. Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.
  3. Оказывать родителям учащихся помощь и поддержку по  вопросам социальной защиты.
  4. Осуществлять взаимодействие с другими органами системы профилактики.
  5. Проанализировать работу МО классных руководителей в 2018/ 2019 учебном году.

 

Подготовительная работа:

                        

  1. Анкетирование учащихся, педагогов, родителей по итогам воспитательной работы
  2. Подготовка презентаций «Из опыта работы»

 

 

 

Учебно-методический блок.

  1. Принципы и методы  профилактической  работы в школе с учащимися различных форм учёта.

  Педагог социальный, классные руководители 1-11 класса.

  1. Профилактика вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ.

Цыганкова Ф.И.,  классный руководитель 2 класса.

  1. Различные  формы  занятий   по  безопасному и ответственному поведению  учащихся.

Бут-Гусаим С.И., классный руководитель 4 класса.

  1. Организация оздоровления в летний период.

Касяник Н.Н., педагог-организатор

 

  1. Проблемы, поиск и находки в деятельности классных руководителей.

Классные руководители 1-11 кл.

  1. Анализ работы МО классных руководителей в 2018/ 2019 учебном году.

Касяник Н.Н., руководитель МО.

 

  1. Анализ результативности участия в общешкольных, районных и областных воспитательных мероприятиях и конкурсах.

Коневега С.В.,  заместитель директора по УВР.

 

Практический блок

  1. Обмен опытом по теме заседания.

Классные руководители 1-11 классов.

  1. Открытый классный час  по ЗОЖ

Данченко О.М., классный руководитель 6 класса.

  1. Презентации «Из опыта работы» классных руководителей.

 

 

Источники информации:

  1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1999 г.
  2. Васильев В.Н. «Утомление и восстановление сил»; М., 1994.
  3. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11.
  4. Барановский, Н. А. Актуальные проблемы предупреждения и противодействия наркомании среди молодежи / Николай Барановский // Юстиция Беларуси. — 2016. — № 11. — С. 52—55.
  5. Барковская, Е. Н. Ток-шоу “Большая перемена”: проблема наркомании: профилактика употребления психоактивных веществ подростками / Е. Н. Барковская // Народная асвета. — 2016. — № 12. — С. 46—49.

6.Коноразов, И. И. Имя беды – наркотики / Иван Коноразов, Людмила Шпаковская; беседовал Виктор Говор // Беларуская думка. — 2017. — № 11. — С. 52—57.   

7.Корчевская, И. П. Приглашение на дискуссионные качели “Опасность по имени спайс!”: формирование у учащихся умения принимать альтернативные решения в сложных жизненных ситуациях / И. П. Корчевская // Народная асвета. — 2015. — № 7. — С. 57—58. 

 

 

свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

 

  1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере воспитания, уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.
  2. Классный руководитель в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.
  3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся, содействие социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
  4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.
  5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания учащихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания;
  6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
  7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
  8. Классный руководитель проводит  еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса;
  9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в школе, в случае отсутствия без уважительной причины уведомляет социального педагога, зам.директора по воспитательной работе либо дежурного администратора

9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

  1. Классный      руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;
  2. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся два раза в год (сентябрь, январь);  представляет на утверждение директора отчеты по результатам посещения семей на дому (акты, отчетные таблицы) не позднее 10 октября, 10 февраля.

11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащихся;

11.4. при признании учащихся, находящимися в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

  1. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  2. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;
  3. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно-полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  4. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса во внеурочное время, в шестой школьный день и каникулярный период; Организует участие  класса  в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.
  5. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классных руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, мерам безопасности и правилам поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся
  6. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;
  7. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся после получения ими общего базового (среднего)  образования.
  8. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.
  9. Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и настоящими функциональными обязанностями.
  10. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (СНД 36, 2012).
  11. Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год.
  12. Классный руководитель заполняет социально-педагогическую характеристику класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года.
  13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы учитель отражает в классном журнале.
  14. Классный руководитель участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.
  15. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования РБ, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами  учреждения образования.

 

свернуть

В помощь классному руководителю